Можно просто "Мессир..." ) ([info]alek_ya) wrote,
@ 2008-01-14 20:52:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Украина, Україна, голодомор

Меня спрашивают, почему?

Почему люди не выкидывают старье, складируют его в шкафах, кладовках и антресолях? Часто спрашивают.

В Украине этот вопрос очень не прост.
Казалось бы, нынешнее время можно назвать медовым для большинства граждан.
Благополучие и благосостояние украинцев уже не один десяток лет растет, люди сейчас могут себе позволить и дорогую бытовую технику, и компьютеры, и довольно разнообразную одежду. Но вот есть что-то внутри, что не дает возможности выбросить, определить как ненужное и отнести не помойку старые шубы, шапки, ботинки.
Да и другие, менее объемные вещи, чаще всего просто оседают в шкафу, занимая место.

Нет, это не лень.
И не "плюшкинство", в советском понимании этого слова.

Корни этого феномена нужно искать в начале прошлого века. Да-да, это отголоски того самого Голодомора. Страшного и неминуемо беспощадного. Когда от холода и голода — ведь продавалось буквально все, что могло продаться, чтоб только выжить — страдали миллионы людей в Украине. И холод был, как следствие. Организму, страдающему от голода нужно больше энергии, больше тепла. Его негде было взять, нечем восполнить. И люди гибли.

Помните? Те самые 1933-1934 годы.
Но только ли они? А война? Так ли сытно люди жили в те самые 1939-1945 года?
А позже? Когда на восстановление страны снова забиралось необходимое? Зерно вывозилось в приказном порядке.
Противление этому означало одно — смерть в лагерях. Не противление — смерть от голода. 
Люди отдавали, надеясь на лучшее.

Мы тут насчитали три периода. Я не знаю, были ли между ними какие-то послабления. Но даже этого хватило с головой. На три поколения вперед хватило.

Удивление людей, переселившихся в Украину позже, понять можно.
Что такое голод, они, может быть и не знают. Хотя, напрмер, о голоде в Поволжье знают очень многие. В свое время именно туда собирались пионерами в школах посылки, о том трубили советские газеты и проводились политинформации.
Но одно дело — какие-то посылки из далекого детства, а другое — вот это самое чувство непереносимого голода. И растерянная мать, продавшая за горсть муки много теплых вещей.
Это из памяти так просто не выветришь. Так или иначе, практически в каждой украинской семье есть память об этой трагедии.
Она может отойти на второй, третий планы. Но она есть и вполне осязаема.
Люди, пережившие голодомор, а вернее, уже даже потомки тех людей, с молоком матери впитали в себя бережное отношение к вещам.
Пусть сейчас оно никому и не нужно, а многие, порой и чураются этой привычки. 

Это наша история. 
Винить людей в этом нельзя.
Травмы подобного рода очень тяжко излечиваются.

Дай Б-г, чтоб подобное горе больше никогда не посетило украинскую землю. Да и другим желать не стоит.





Друзья, не нужно мне рассказывать про своих бабушек, которые в молодости жевали пироги с красной икрой, а счас держат показательные антресоли и пустые кладовки.
6 миллионов умерших и миллионы свидетелей этой трагедии сохранили побочным эффектом желание согреться и сохранить побольше вещей "на всякий случай".
Я уже писал, что этого можно чураться, это можно не замечать. Но это было и одно из последствий — описано мною выше. Самое невииное, на мой взгляд.
А частные случаи с вот такими показательными бабушками никак нельзя ставить в общую тенденцию.
Спасибо за внимание.


(15 comments) - (Post a new comment)


[info]diana_ledi
2008-01-14 08:58 pm UTC (link)
Да, ты прав. Я сама наблюдала стремление украинцев забить кладовые. И объясняла так же.
Что сделали с народом, да?
Но можно быть уверенными, что Украина НИКОГДА, ни при каких условиях не решится вернуться туда. Где с ней это делали.

(Reply to this) (Thread)


[info]alek_ya
2008-01-14 09:01 pm UTC (link)
в это хочется верить.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]reytar
2008-01-14 09:13 pm UTC (link)
Да, очень хочется, но увы, не всегда верится... Как послушаешь наших несвидомых - не знаешь, то ли плакать, то ли ругаться.

(Reply to this) (Parent)


[info]_torba
2008-01-15 06:47 am UTC (link)
Я живу на Закарпатті, яке не переживало ні голоду-33, ні голоду-46. Тим не менше, люди старшого віку так само захламлюють горища, підвали і шафи - це від чого? Над дивною схильністю росіян ніколи не викидувати старі речі і тримати на балконі старий холодильник та одну лижу приколювався Задорнов в одному з монологів - це від чого?

(Reply to this) (Thread)


[info]alek_ya
2008-01-15 07:14 am UTC (link)
Анна Павловна Горват говорит об этом открыто, прямо, просит, чтобы об этом написали. “У нас в Закарпатье был непрерывный голод”.
Закарпатье это тоже Украина и тут живут украинцы, почему Кучму не волнует как мы голодовали до прихода Советской армии!
“Голод нас мучил, терзал постоянно. Мысли были заняты одним - как унять это чувство. Особенно страдали дети. Однажды мой младший брат, не выдержав этого, спросил у матери: “Мама, а если я поем камушки (по-закарпатски – рини), то кушать не будет хотеться?”. Я запомнила это на всю жизнь и слезы матери, не знающей что ответить голодному ребенку. А ведь так жили почти все. Только кучка богачей имела возможность нормально жить.

http://www.rk.org.ua/weblog/636_1.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_torba
2008-01-15 07:22 am UTC (link)
Голодомору тут не було. Я не сперечаюся, були бідні люди, яким не вистачало їжі, але голодомору не було. Шановний, я корінний закарпатець і можу чітко сказати, що мої діди та баби не голодували

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alek_ya
2008-01-15 07:28 am UTC (link)
Запарпатье присоединилось к СССР в 1939 г.
Понятно, что Голодомор 1933 года его не коснулся.

Но бедствий было и без того.
Вышеуказнною мною - одно из подтверждений.

Если вашим предкам удалось пережить те времена спокойно - слава Б-гу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]annuak2005
2008-01-15 07:16 pm UTC (link)
я никак не могу понять что такое голодомор
Мне рассказывала бабушка
что делали оладьи из лебеды, суп из крапивы и т.д.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]alek_ya
2008-01-15 09:15 pm UTC (link)
Я поделюсь.
Тут немного на самом деле.
Но нужно читать.
Все.
http://diana-ledi.livejournal.com/76125.html

Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]fanex
2008-01-15 07:22 am UTC (link)
Все набагато простіше, як мені здається. За часів Совдепу всі звикли що в разі потреби будь-що в магазині не купиш - треба діставати. Тому купляли стільки, скільки можна було відхопити, тому що взавтра в крамницю не підеш. Це стосується їжі, це стосується речей. Також непотрібне не викидували: а може ще згодиться.

До речі, моя бабуся, Соломія Гаврилівна (царствіє їй небесне) була хоч і заощадлива, але особливої тяги складувати непотрібні речі за нею не помічав - все на ґаздівстві було на місці, особисто зайвого не було (окрім старого одягу мого татка, вуйка і діда). Ну і ще на горищі була добірка "Перців" та поламана магнітола.

Це при тому що з сім'ї бабусі 1933 пережила лише вона (дієта з лободи) та її двоюрідний брат дід Карпо. Тому не треба поминати всує Голодомор, коли є більш спокійні пояснення.

p.s. В мене повна шухляда непотрібного комп'ютерного мотлоху. Багато чого треба викинути, але воно може стати в пригоді. По "Усадьба-ТВ" час від часу з дружиною дивимось передачу "Місія Організація", де показують як у американців наводять лад у хаті. Так от, там першим ділом викидують просто астрономічну купу непотрібних речей, особливо одягу. В них голоду не було і в найгірші часи.

(Reply to this) (Thread)


[info]alek_ya
2008-01-15 07:29 am UTC (link)
частные случаи не выстраивают общую картину.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]fanex
2008-01-15 07:34 am UTC (link)
Та ти що? А мені здається навпаки. Картина складаєтсья як раз з окремих випадків.

(Reply to this) (Parent)


[info]fanex
2008-01-15 07:40 am UTC (link)
До речі, моя інша бабуся, Марія Феофанівна, дуже любила робити запаси. Але вона юність провела в Сибіру, в Україну приїхала набагато пізніше війни, десь в 60-х, хоч і народилася у нас.

(Reply to this) (Parent)

Заспівати, чи шо?
[info]pisistrat
2008-01-15 02:02 pm UTC (link)
Сорок пачок Верховини
======================

Колись менi казали "Сиди i не триво
Так було, так є i буде так завжди"
Я вiд усiх тiкав, менi кричали "Пiдожди,
Дай нам свого лоба, ми поставимо клеймо
Ти свободний человєк, не бiйся дуже нас"
Але пiд своїм лiжком я тримав недоторканий запас

Приспів:
Сорок пачок Верховини
Мило, маєтки i майка
Шапка, чоботи, фуфайка
I з начосом калiсони

З пiвночi повiяв вiтер пєремєн
В країнi стало весело, як на КВН
Всi переробилися, людей не впiзнаєш
I навiть захитався трон КПРС
То що самi схвалили, самi i робiть
А я сi маю торбочку, а в нiй на всякий случай лежить

Приспів

(c)Б-ти Г-ни (1991)

(Reply to this)


[info]mylady
2008-01-16 01:00 am UTC (link)
ну, а мы? кто младше?
про голодомор я знаю только из учебников, про войну - из рассказов бабушки-дедушки... а все равно тянет складировать... все время кажется, а вот вдруг что-то случится - и снова пустые полки в магазинах, что делать будем?..

(Reply to this)


(15 comments) - (Post a new comment)

My Ads

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…